В современном мире работают миллионы, если не миллиарды холодильников, кондиционеров и других охлаждающих систем, и каждая из них заправлена хладагентом. Это слово на слуху, как и тот факт, что данные вещества являются виновниками разрушения озона и глобального потепления. Но далеко не все осведомлены об их особенностях, например, о том, чем различаются между собой хладагент R410a, R407c, R125, R22, R32, каковы их технологические характеристики и влияние на окружающую среду. Давайте разбираться.
Начало эры кондиционирования
Впервые это слово было употреблено в применении к математически рассчитанной естественной вентиляции. Ее запатентовал в 1915 году предприимчивый француз Жан Шабаннес, по большому счету, не имевший отношения к самому изобретению – пятью годами раньше такие системы стали внедряться в английских больницах. Свежий воздух нагнетался в вентиляционные шахты вентиляторами – электрическими потомками паровых механических опахал, которые впервые были применены во время заседаний английского парламента еще в 1735 году.
Но все же вентиляция была бессильно опустить температуру в закрытом пространстве ниже той, что была снаружи. Если на улице стояла жара, вентиляторы гнали внутрь горячий воздух, разве что с более высоким содержанием кислорода.
Однако еще раньше химия тайну охлаждения постигла. Великий Фарадей изучал состояния веществ, переводя жидкости в газ и обратно. Когда, в 1823, руки у него дошли до аммиака, он обнаружил, что в ходе испарения, тот поглощает тепло. Температура окружающего воздуха значительно снижалась. До времени, когда будет изобретен самый современный хладагент R410 оставалось более 200 лет, но первый из хладагентов был найден!
В 1861 году практикующий врач Джон Горри создал на основе аммиака первый охладитель воздуха и получил патент. Он лечил тропические болезни во Флориде и хотел, чтобы пациенты не страдали от жары. Именно Горри изобрел принцип, по которому работают современные кондиционеры и холодильники: хладагент в замкнутом контуре (в условиях вакуума), компрессор, змеевик, выброс холодного воздуха в одну сторону, горячего – в противоположную. Капли влаги, образующиеся в результате конденсации паров, удаляются при помощи помпы.
На Всемирной выставке в Лондоне в 1862 некий Фердинанд Карре представил коммерческую аммиачную машину, которая производила лед со скоростью 200 кг/ч. Сам Джон Горри своему изобретению значения не придал – он продал патент и до конца жизни продолжал работать врачом.
А производство холодильных систем пошло своим чередом – потенциал был высок. Пищевые производства обзаводились морозильными камерами, посетители кинотеатров и универмагов наслаждались прохладой в жаркие дни. Были сделаны даже первые шаги в области бытового кондиционирования - появились прообразы наружных сплит-систем. Всеобщую радость омрачало только одно - аммиак был ядовит и имел обыкновение взрываться, если достигалось критическое давление в контуре. Пришедшие ему на смену хлористый метил и диоксид серы были еще хуже. Поэтому использовали их с максимальной осторожностью и искали альтернативу.
Прорыв: еще не хладагент R410a, но уже фреон
Таковая была найдена в 1928 году компанией «Дженерал Моторс». Химик Томас Мидглей синтезировал безопасный для здоровья человека и не взрывоопасный газ, ставший новым хладагентом. Впоследствии он получил название фреон. Это название постепенно стало общим для всех хладагентов, независимо от химического состава и температуры кипения, что по сей день вызывает некоторую путаницу. Компания «KineticChemicalCompany», выпускавшая в свое время дифтордихлорметан (фреон -12) ввела в маркировку букву R (Refrigerant —, хладагент), Теперь ею обозначаются все подобные газы.
Холодильники и кондиционеры стали безопасными, что вызвало бум их производства и, соответственно, продаж. К 60-70 годам прошлого века в цивилизованном мире холодильники в домах стали нормой, а к началу нашего - и кондиционеры тоже, даже в умеренных широтах.
Портрет современного хладагента
С химической точки зрения все фреоны являются галогеноалканы, содержащие в составе углеводород и галогены. Большинство из них содержат еще атомы хлора, фтора, иногда брома. В настоящее время выпускается около сорока различных фреонов. Вот наиболее известные (в скобках указана температура кипения, которая во многом определяет холодопроизводительность и определяет норму давления в контуре):
- Фреон R11- трихлорфторметан (-23,8 °C)
- Фреон R12 - дифтордихлорметан (–29,8 °C)
- Фреон R13 - трифторхлорметан (–81,5 °C)
- Фреон R14 - тетрафторметан (–128 °C)
- Фреон R134a - тетрафторэтан (–26,3 °C)
- Фреон R22 -хлордифторметан( –40,8 °C)
- Фреон-R600a изобутан ( –11,73 °C)
- Фреон R407c, Фреон-R410a - хлорофторокарбонат (–51,4 °C)
Хладагент R410a и R407c – газы нового поколения, признанные наиболее безопасными. Их потенциал глобального потепления (GWP) – показателя, разработанного Монреальским протоколом для определения вредности для климата того или иного химического соединения – равен нулю.
Хладагент R410a – продукт для долгосрочного ретрофита
На сегодняшний день большинство кондиционеров в мире работает с использованием хладагента R22. Также он используется в холодильниках, в том числе промышленных, и тепловых наосах. Долгое время R22 считался универсальным хладагентом с высокой эффективностью относительно цены, безопасности для здоровья человека, оптимальными показателями кипения и давления. Благодаря высокой текучести с его помощью легко проверить, насколько качественно произведено вакуумирование контура. Однако, Монреальским протоколом ограничено его производство и применение, поскольку он признан губительным для озонового слоя планеты.
По нормам и правилам всех стран его следует утилизировать, но на практике это правило неукоснительно соблюдают только крупные ремонтные фирмы, опасаясь серьезного штрафа. Частный пользователь «не заморачиваясь», просто выпускает оставшийся в системе фреон в атмосферу и заправляет свой кондиционер новым.
Идущий R22 на смену хладагент r410a, сохраняя практически все преимущества (кроме более высокого уровня давления), больше соответствует современным требованиям глобальной безопасности, что в условиях роста населения и потребления крайне актуально. Согласно Монреальскому протоколу, мир находится в состоянии плавного перехода от озоноразрушающих к озоносохраняющим хладагентам.
Свойства R410a
Данный хладагент имеет более высокое давление, поэтому непригоден для использования в «старом» оборудовании, а требует разработки новых компрессоров и теплообменников.
В сочетании с ним требуется применять полиэфирные масла.
При утечке газ не изменяет своих свойств. То есть, с одной стороны, не выделяет токсичных соединений, с другой – позволяет дозаправить кондиционер, не удаляя остаток старого хладагента.
Удельная холодопроизводительность r410а превышает аналогичный показатель у R22 почти на 50%, то есть является энергосберегающим, дающим возможность устанавливать меньше модулей для достижения определенной мощности.
Хладагент R410a не горюч, не взрывоопасен, не токсичен, химически стабилен и при незначительных утечках выгоден – можно восстановить необходимый уровень давления путем дозаправки, а не менять хладагент полностью.
Преимущества и недостатки R410a
Пожалуй, единственным, недостатком считается высокое рабочее давление. Это означает, что нельзя просто заправить R410a технику, рассчитанную на R22 – требуется большая прочность контура, меньшие размеры компрессора, специально спроектированные теплообменники и линии коммуникаций.
Преимущества:
- соответствие классу безопасности A1/А1 ASHRAE
- возможности в области энергосбережения
- высокую эффективность – как в режиме охлаждения, так и в режиме отопления
- возможность дозаправки системы
И, поскольку миру, так или иначе, предстоит «плавный переход» от хладагента R22 к хладагенту R410a, можно сделать это прямо сейчас, при покупке нового кондиционера.
Системы, работающие на 22м фреоне, заправлять фреоном R410a - НЕЛЬЗЯ!!
Поставляется в одноразовых баллонах (обычно розового цвета) по 11,3 кг.
Совместимые с Фреоном R410a масла:
- Синтетические масла с вязкостью: 32, 46, 68, 100.
Самовывоз* | Доставка по Москве | Доставка по Московской области | Доставка по России** | |
Адрес / Стоимость |
Москва, Мкр. Северное Чертаново, дом 5 Бесплатно |
До подъезда: от 600 до 1 200 При заказе от 50 000 руб - бесплатно Пн-Пт, С 9:00 до 18:00 |
До подъезда: 1 200 руб + 30 руб/км Пн-Пт, С 9:00 до 18:00 |
СДЭК - До ТК бесплатно каждый день. Деловые линии - До ТК бесплатно по четвергам |
Форма оплаты для Физ.лиз |
Наличные / карта банка Банковский перевод, |
Наличные, Банковский перевод, |
Наличные, Банковский перевод, |
Банковский перевод, |
Форма оплаты для Юр.лиц |
Наличные, Картой банка, Банковский перевод |
Наличные, Банковский перевод |
Наличные, Банковский перевод |
Банковский перевод |
Минимальная сумма заказа | нет | 5000 руб. | 5000 руб. | нет |
*Самовывоз товара:
Пропуск заранее заказывать не нужно, но необходимо иметь любой документ удостоверяющий личность.
На своем автомобиле Вы можете подъехать непосредственно к складу. Въезд на территорию бесплатный.
Если Вы решили самостоятельно забрать товар, то предварительно убедитесь в том, что товар в наличии и попросите менеджера поставить его в резерв.
**Доставка в другие регионы РФ: мы осуществляем доставку до Транспортной Компании Деловые Линии. Стоимость доставки до ТК: 800 руб. Кроме единого дня отправки.
При необходимости мы можем передать товар и другой транспортной компании на Ваш выбор. Услуги транспортной компании Вы оплачиваете при получении.
Возврат товара:
Возврат товара производится в соответствии с законом о защите прав потребителей. Возврат и замена товара (или возврат денег) производится в нашем офисе.